Статьи и информация о шелкографии (трафаретной печати)

Возможна ли высококлассная полноцветная печать на ручной карусели?

В последнее время наша компания получает много писем с вопросами как напечатать полноцвет на текстиле. Что для этого нужно? Какое оборудование необходимо использовать? Возможно ли использовать ручную карусель для этих работ?

Данной заметкой я хочу сказать, на что нужно обращать внимание при трафаретной полноцветной печати на ручных карусельных станках.

В первую очередь, обращаю ваше внимание на то, что не всякий карусельный станок подойдет для таких ответственных работ. Про цветность сейчас не говорю — и так понятно, что при печати «полноцвета» требуется не менее 6-ти печатающих головок. Речь пойдет о настройках и возможностях карусельного станка, способного качественно напечатать такие работы. На что же обратить внимание.

Карусельный трафаретный станок

Прежде всего, имея ручную карусель вы должны быть уверены, что станок обеспечивает цветосовмещение на каждом столе, если конечно, он не один. Это может потребовать замены любых изношенных втулок, подшипников или улавливателей. Пожалуйста, проверьте и убедитесь, что каждая рамка при опускании попадает точно по месту и имеет минимальный люфт. То есть, при прикладывании небольшого усилия вправо-влево к раме, закрепленной в печатной головке, рама должна вернуться в первоначальное положение. Если этого не происходит, придется заменить изношенные втулки-вкладыши, фторопластовые болты или эксцентрики.

Следующее. Вы должны быть абсолютно уверены, что зажимы рам и узел микроприводок находятся в рабочем состоянии и могут обеспечить надежную фиксацию рамы. Проверьте узел микроприводок — вы должны знать, как он должен правильно работать. В идеале, станок должен иметь следующие безинструментальные регулировки: перемещение рамки по осям X-Y, изменение печатного зазора и угла наклона рамки. Установите приводки в «нулевое» положение перед началом работы — это будет давать вам возможность максимального перемещения рамы в любом направлении.

Если необходимо, смажьте все подшипники или трущиеся части.

Посмотрите и проверьте узел настройки печатного зазора и удостоверьтесь, что всё работает правильно и резьба не сорвана. Величина печатного зазора будет также напрямую зависеть от натяжения сетки, толщины ткани, краски и т.д. Вы должны учитывать все эти составляющие. Старайтесь установить печатный зазор как можно меньше. Для лучших результатов при растровой многоцветной печати его величина должна быть примерно 1.5-3 мм. В различных станках, используются различные решения регулировки печатного зазора. В простейшем случае — это вертикальное смещение зажима рамки. Это достаточно неудобно, если сегодня вы печатаете на футболках, а завтра на толстовках. На перенастройку будет уходить время. Лучший вариант — наличие регулируемого по высоте упора, размещенного на печатающей головке или на направляющей, на которой крепится стол. Однако, идеальным вариантом является решение, предлагаемое компанией Hopkins в конструкции узла микроприводок Ultimate, которые позволяют выставить печатный зазор в четырех углах стола. Это достигается за счет двух регуляторов печатного зазора и регулятора угла наклона рамки.

Если ваша карусель использует пружины, убедитесь, что они не в предаварийном состоянии и если нужно замените их.

Хотя столы это одно из наиболее важных составляющих для полноцветной печати, многие не обращают на них внимание. Сегодня столы изготавливают из различных материалов. Наиболее распространены деревянные ламинированные (МДФ) и алюминиевые. Если у вас старые столы, проверьте, не изогнута ли их поверхность — не «вертолетит» ли их. Хорошо ли они прикреплены к корзинам? Изогнутая поверхность сведет на нет все предыдущие точные настройки вашего станка. Да, и еще одно. Не так давно, на одном из уважаемых форумов, прочитал рассуждения специалиста о столах. В нескольких словах это выглядело так — деревянные столы нельзя использовать для растровой печати «из-за их высокой жесткости создается слишком сильное давление ракеля», а рекомендуется использовать алюминиевые столы с покрытием. Более «сильного» высказывания по поводу деревянных столов я не слышал. Чтобы расставить точки над I, для хорошей растровой печати необходимо использовать жесткие столы, деревянные или алюминиевые без покрытия или с жесткой термостойкой резиной. Мягкая резина используется в основном для печати спецэффектов, например красок с термоподъемом или плашек.

И еще несколько важных моментов, на которые нужно обратить внимание при высококачественной растровой печати на ручной карусели.

Трафаретная сетка

Сетка должна быть правильно натянута, так как слабое натяжение сделает вашу работу сплошной мукой. Правильная комбинация натяжение-сетка-краска существенно облегчит вашу работу. Например, использование слишком мелкой сетки для печати может привести к плохой укрывистости и придется либо увеличить давление на ракель либо прокатать несколько раз, что приведет к быстрой усталости печатника. Что касается выбора сеток, здесь вы должны руководствоваться рекомендациями производителей красок, которыми будете печатать и рекомендациями вашего дизайнера или производителем программы цветоделения, которую вы используете.

Ракель

Как и в используемых красках, каждый печатник имеет свои предпочтения при выборе ракеля. Однако, необходимо помнить, что чем острее печатная кромка, тем лучше для растровой печати. Мягкое ракельное полотно или полотно закругленной формы будут давать слишком толстый слой краски, потерю детализации и не рекомендованы для качественной растровой работы. Слишком острая печатная кромка и слишком твердый ракель будут давать резкую печать, но в ущерб толщине напечатанного слоя краски. Небольшая практика позволит вам правильно подобрать ракель.

Выбор краски

Большинство производителей красок, в настоящее время, выпускают великолепные краски для ручной растровой печати. Современные пластизолевые краски имеют однородную кремообразную консистенцию и высокую непрозрачность. Это будет давать хорошую укрывистость и хорошую детализацию. Обращайте внимание на возможность печати пластизолевыми красками влажным-по-влажному, так как большинство растровых работ печатают именно так. Производители красок всегда указывают данную возможность, это означает, что в краске присутствует спец. добавка снижающая нежелательный эффект налипания. Однако, без подсушки при печати высококлассных работ все равно не обойтись, хотя бы для сушки белой подложки. Кроме того, при печати влажным-по-влажному, возможно потребуется промежуточная сушка после четвертого — пятого цвета.

Немного о технике печати

При движении ракеля соблюдайте постоянство и равномерность движения на каждой печатной станции или другими словами не начинайте с большим усилием и не заканчивайте с малым. Старайтесь также работать с одинаковым углом наклона ракеля.

Заключение

Существуют три важных составляющих для печати полноцвета:

1. Работа с дизайном, включая цветоделение.

2. Изготовление высококачественных печатных форм.

3. Использование высококачественного печатного оборудования

Отсутствие или неполное соответствие каждой составляющей скажется на конечном результате, если конечно речь идет о качественной печати и зарабатывании денег. Последний пункт рассмотрен в данной статье и думаю, что, следуя этим рекомендациям, вы сможете напечатать высококачественные работы на ручном печатном станке. Что касается первых двух, для начала рекомендую ознакомиться с одной из лучших программ цветоделения Fast Films (www.fastfilms.com ) , прочитав описание и инструкцию по использованию, где описан принцип цветоделения. Ну и конечно, не могу не порекомендовать очень хорошую книгу по изготовлению высококачественных печатных форм: Andre M. Peyskens — Stencil Making. Technical Fundamentals.

©AGALSEA 30.04.2002