Статьи и информация о шелкографии (трафаретной печати)

Оборудование для шелкографии. Вопросы, которые вы должны задать продавцу оборудования.

В данной публикации, мы хотим рассказать, на что нужно обращать внимание, если вы решили купить оборудование для шелкографии. В последнее время появилось много фирм, занимающихся продажей фирменного, самодельного и б/у оборудования. Это связано с тем, что фирм-профессионалов, кто занимается этим можно пересчитать по пальцам, поэтому люди, которые никогда не занимались шелкографией или занимались, но недостаточно тщательно, пытаются занять эту нишу и зарабатывать деньги, не понимая, что они продают или наоборот, прекрасно понимая…

При покупке оборудования для шелкографии вы должны изначально представлять, для каких целей его приобретаете. Возможно, вам требуется совершенно другой вид печати, например тампонная, флексографическая или офсетная. Как известно, в основном шелкографическое оборудование подразделяется на два основных направления: текстильная печать и графическая печать. Общими требованиям при выборе оборудования для этих двух видов печати являются следующие моменты:

  • Изначально вы должны выяснить для себя ручное или автоматическое (полуавтоматическое) оборудование для шелкографии вы хотите приобрести, это зависит от тиражей, которые вы планируете печатать. Продавец оборудования должен дать вам информацию о производительности этого оборудования (макс кол-во оттисков в час). Возможно, вам не придется переплачивать лишние деньги, и вы вполне обойдетесь ручным.
  • Максимальный размер печати и максимальный размер рамы, который можно установить в станок. Принцип чем больше, тем лучше, в данном случае может здорово ударить по карману, так как большой формат печати — это не только более дорогой станок, но и экспозиционное устройство, натяжное устройство, рамы и сушилка. Внимательно проанализируйте ваши задачи и соизмерьте свои возможности.

Далее мы остановимся на новом и б/у оборудовании для текстильной печати, графической печати и отдельно на экспозиционном оборудовании.

Оборудование для шелкографии. Текстильная печать.

Ручные текстильные станки (карусели, ромашки, вертолеты и т.д. ….)

В первую очередь, вы должны четко уяснить для себя, какое максимальное кол-во красок вы хотите печатать. Растровая или плашечная печать вас интересует? Какие допуски по цветосовмещению вы хотите иметь?

Если вы собираетесь заниматься «классической» растровой печатью (CMYK, эмуляция CMYK), то не имеет смысл обращать внимание на «карусели» с количеством цветов меньше шести и вот почему:

  • CMYK — да, конечно, это четыре краски, но в современных пластизолевых триадных красках, может присутствовать дополнительный белый цвет, например Fine White (Union Ink, серия True Tone), который печатается даже на белой ткани для придания дополнительной яркости. Если речь идет о печати на ткани, цвет которых отличается от белого, то обязательна к печати белая подложка.
  • Эмуляция CMYK — например, такая программа цветоделения, как Fast Films, позволяет эмулировать CMYK, но минимальное кол-во цветов 5+2 белых. Если печать осуществлять на футболке, цвет которой совпадает с одним из представленных, то 6-ти цветный станок и хороший дизайнер, который как следует поколдует с цветоделением, будут в самый раз, но если вы хотите, чтобы растровая полноцветная печать стала вашим «коньком», стоит присмотреться к «восьмерке», как минимум.
  • Стохастическое растрирование — практика показывает, что на ручном оборудовании будет сложно печатать такие работы, особенно, если речь идет о полноцвете. Количество цветов, в этом случае, редко бывает меньше 10, если конечно не хотите ухудшить конечный результат.

Во всех этих трех случаях наличие микроприводок даже не обсуждается. Если речь идет только о плашках и простых растровых работах, например, вы планируете печатать два-три цвета на спецодежде, то, возможно, вам лучше купить настольную карусель с одним столом даже без микроприводок, которая полностью решит ваши задачи, хотя если у вас будут тиражи, то с одним столом работать сплошные муки. Напечатав один цвет, придется отойти от станка, пододвинуть подсушу, подсушить, отодвинуть подсушку, напечатать следующий цвет… Производительность, как сами видите, будет небольшой.

Практически все фирменные карусели, за исключением некоторых имеют следующие параметры:

Микроприводки

Микроприводки — позволяют плавно перемещать рамку во всех направлениях для достижения точного и быстрого совпадения цветов. Первый вопрос, который вы должны задать при покупке карусели — имеет ли она микроприводки? Если продавец говорит вам, что их нет или вообще не знает что это такое, знайте, что скорее всего (если конечно у вас нет очень опытного печатника), печатать критичные к совмещению работы вы не сможете. Обратите также внимание на конструкционные особенности микроприводок. Мы видели модели, имеющие люфт до 5 мм, при таком допуске микроприводки просто не нужны и они будут выполнять декоративную функцию. Хорошие микроприводки должны работать с минимальным усилием, а на некоторых приходиться применять рожковые ключи. В этом случае такие микроприводки тоже не нужны — проще использовать «молотковые приводки», когда легким постукиванием по раме попытаться добиться совмещения.

Итак, вы убедились, что микроприводки присутствуют. В идеале, микроприводки должны обеспечивать:

  • плавное перемещение печатной формы по осям X-Y;
  • изменять печатный зазор и угол наклона рамки без использования дополнительных инструментов.

С перемещением по осям X-Y все понятно — это присутствует в любом станке.

Регулировка печатного зазора

Регулировка печатного зазора (Off-Contact) — изменение (обычно до 6 мм) расстояния между столом и сеткой при опущенной рамке. Если такая регулировка не предусмотрена, инструментальная или безинструментальная, можете смело разворачиваться и уходить (без комментариев). В некоторых продвинутых моделях карусельных станков, например Hopkins/BWM, печатный зазор на головках Ultimate можно безинструментально выставить в четырех углах стола, что поможет сделать вашу печать качественной и точной. Если вам приходится ежедневно печатать на изделиях различной толщины, безинструментальная регулировка печатного зазора позволит сэкономить много времени на настройке станка. Если же будете печатать, в основном, на изделиях одной толщины, например только на футболках, вполне возможно следует присмотреться к более экономичным станкам, где печатный зазор устанавливается с помощью инструментов. Также, о важности off-contact читайте здесь.

Регулировка угла наклона рамок

Регулировка угла наклона рамок позволяет добиться параллельности между столом и рамкой в опущенном состоянии. Одна из важнейших регулировок позволяющих добиться точности печати при использовании фронтального зажима рамы. Если карусель имеет только фронтальные зажимы — без этой регулировки «ну просто никак». Регулировка может быть как инструментальная, так и без.

Улавливатели

Улавливатели. При опускании рамки, происходит ее фиксация обычно между двумя стальными подшипниками, что обеспечивает в течение длительного времени точное совпадение цветов и отсутствие люфта. Некоторые карусели, имеют в качестве улавливателей фторопластовые «болты». Принципиальной разницы между подшипниками и «болтами» нет. Самое главное, чтобы в эти узлы были надежны, и чтобы в них отсутствовал люфт.

Регулировка угла наклона столов

Регулировка угла наклона столов. Хорошим тоном является регулировка столов (кронштейнов крепления или, как их еще называют, «рук») при изготовлении станков. Кронштейны все нумеруются и остается только прикрутить кронштейны к соответствующим монтажным площадкам на «колесе». Если заводской регулировки нет, то должна иметься возможность самостоятельно отрегулировать параллельность столов. Обратите также внимание на конструкционные особенности этих регулировок (насколько они удобны). Один из неудачных на наш взгляд вариантов, который встречается как на российских, так и на импортных станках — это совмещение регулировок с корзиной крепления стола к кронштейну. Чтобы передвинуть стол, нужно ослабить крепление корзины, после чего приходится заново выставлять параллельность столов, на что уходит много времени.

Регулировка усилия поднятия/опускания рамок

Регулировка усилия поднятия/опускания рамок увеличивает производительность и уменьшает усталость печатника. Мы видели карусели, где печатник, чтобы опустить рамку надавливает на нее всем своим весом, пытаясь оторваться от земли. Сколько изделий можно напечатать таким образом — неизвестно. Обычно, регулировка усилия осуществляется за счет правильного подбора жесткости пружин и их количества. Если вы покупаете станок, где пружина работает на сжатие, то там непременно должна иметься плавная регулировка усилия.

Подшипники

Специальные конусные подшипники в узлах вращения столов и печатных станций. От центральных подшипников, на которых держится вся конструкция, зависит, прежде всего, точность и повторяемость печати.

Возможность расширения

Возможность расширения — некоторые модели имеют возможность расширения до большего количества цветов. Не покупая новое оборудование, например 4 -х цветный станок трафаретной печати, может быть расширен до 8-ти цветного. Обязательно спрашивайте о возможности расширения.

Конструкционные особенности

Конструкционные особенности. Оцените, насколько конструкция устойчива и прочна. Требуйте пробную печать. Кроме того, обращайте внимание из какого материала и как сделаны основные детали и узлы. Если вашей задачей является высококлассная растровая печать и высокая повторяемость, такие узлы как центральный круг и печатные головки должны быть литыми. Центральный круг может быть также стальной, но изготовлен с применением лазерной резки.

Регулировка по высоте и выравнивание

Регулировка по высоте и выравнивание. Выравнивающие «ножки» — очень полезны, особенно если в цеху неровный пол. На некоторых моделях предусмотрены регулировки по высоте, что позволяет оптимально подобрать ее под рост печатника для уменьшения усталости. Хотя в принципе, высота станка «затачивается» под печатника большого роста, так как человек с меньшим ростом, всегда может работать, используя подставку, например поддон. Не так давно, долго изучали один вариант карусели, но так и не смогли понять настольная она или напольная. Для настольной она была слишком велика и тяжела, а для напольной слишком низкой. Никаких регулировок предусмотрено не было, и мы решили, что эта модель предназначена для шоу лилипутов.

All Heads Down / All Arms Down

Возможность печати одновременно несколькими печатниками на одной многоцветной карусели. Например, на одной карусели 6 цветов/6 столов могут одновременно работать 4 печатника + один человек, который будет снимать и надевать изделия. При этом одно место остается для подсушки. Это бывает необходимо, когда требуется высокая производительность, а мощностей (оборудования) у вас не хватает. Имейте ввиду, что за заводскую настройку, фирмы-производители берут, как правило, дополнительные деньги, и карусель поставляется практически в собранном виде. Если вам необходима такая возможность, спросите об этом продавца.

Безопасность эксплуатации

Практически все ручные карусели имеют пружины для поднятия/опускания рамки. Так вот, кто не знает, а опытные печатники нас поймут, эти пружины иногда имеют место выстреливать и летать по цеху на бешеной скорости, круша все на своем пути. Некоторые модели имеют пружины, работающие на сжатие, и специальную конструкцию узла, который не позволяет им «улететь». Обязательно поинтересуйтесь, как эта проблема решена в той карусели, которую вы выбрали. Лучше всего спрашивать сертификат безопасности, особенно это касается оборудования сделанного в России потому, что импортное оборудование имеет в основной массе CE сертификаты, на основании которых выдают Российские сертификаты. В любом случае, пружины нужно периодически осматривать перед работой во избежание неприятных сюрпризов.

Гарантия

Обычно, гарантия на фирменное оборудование 1-3 года. Самодельные карусели, изготавливаемые в НИИ и прочих ящиках, скорее всего не имеют гарантийной поддержки, так как изготавливаются из материалов, имеющихся в данный момент под рукой. В связи с этим, думаем, сложно будет найти две одинаковые модели.

Дополнительную информацию о ручных карусельных станках можно посмотреть здесь.

Автоматические текстильные карусельные станки

Постараемся вкратце показать вам, на что нужно обращать внимание при покупке автоматического карусельного станка.

Объем несколько тысяч футболок можно напечатать без проблем на ручном оборудовании, но если вы имеете несколько ручных станков (каруселей) и они все постоянно заняты — пора задуматься о покупке автоматического оборудования. Но если вы все-таки решились купить автоматический карусельный станок, вы должны иметь также и ручное оборудование, так как не имеет смысла тираж 100 футболок печатать на нем. Автоматический станок также потребуется, если вы хотите серьезно заняться растровой печатью, особенно CMYK, PANTONE® Hexachrome™ или эмуляцией CMYK. Такие важнейшие параметры как давление ракеля, угол наклона ракеля, скорость и равномерность движения ракеля всегда стабильны и не зависят от оператора (устал/не устал, хорошо поел/плохо поел, приехала теща/не приехала теща … список можно продолжить, объявляем конкурс).

Итак, автоматические текстильные станки бывают карусельного типа, так называемые овалы и ременные («цилиндрические» и плоскопечатные). Последние намного дороже и предназначены, в основном, для печати на рулонных тканях. Какой тип выбрать карусельный или овальный? Мы сторонники карусельных станков, хотя приверженцы овалов тут же скажут вам о возможности расширения путем добавления печатающих станций и, на их взгляд большей скоростью печати. С возможностью расширения мы полностью согласны и это действительно большой плюс, минусом является цена овалов. Со скоростью печати готовы спорить, так как последняя заявленная информация для карусельных станков — 1200 циклов в час, что выше, чем у известных нам моделей овалов.

На какие моменты следует обращать внимание:

О минимальном количестве печатающих головок

Как мы говорили выше, для ручной печати необходим станок по крайней мере с шестью печатающими головками, если вы конечно желаете охватить большой диапазон работ. С автоматами немного сложнее так как при печати необходимо осуществлять промежуточную сушку от одного до нескольких цветов в зависимости от дизайна. При ручной печати это делается легко — подсушивать на одной подсушке можно хоть каждый цвет. В большинстве случаев, в автоматических карусельных станках подсушка устанавливается вместо печатающей головки и это нужно учитывать при выборе конфигурации. Кроме того, вполне возможно, понадобится так называемая «охлаждающая станция» для того, чтобы краска успела остыть перед печатью следующего цвета. Это нужно для снижения липкости краски. А это минус еще один или несколько цветов. Многоцветная растровая печать влажным-по-влажному, например на черной футболке (подложка+7 красок), потребует минимум две подсушки: первая для подложки, вторая после 4-5 цвета. То есть для такой печати нужен минимум 10-ти цветный станок. Практически все АТП имеют режим работы, имитирующую печать на ручном станке, но производительность печати при этом заметно снижается, причём, чем больше цветов нужно напечатать, тем ниже производительность. Поэтому может встать вопрос о рентабельности, так как возможны варианты, когда производительность печати в таком режиме будет соизмерима с парой ручных станков.
Из вышесказанного делаем вывод — чем больше печатных станций и подсушек, тем увереннее вы себя будете чувствовать. А если серьезно, к выбору количества печатающих головок и подсушек нужно подходить очень ответственно. Обратите внимание, что кол-во цветов никак не сказывается на производительности, так как печать происходит одновременно на всех печатных станциях, конечно если это не эмуляция ручной печати.

Пневматический или электрический привод движения ракельной каретки

Последние тенденции в пользу электрических, которые увеличивают скорость печати, дают более плавный ход, более точную регулировку скорости. В качестве привода используются специальные моторы, которые иногда выходят из строя и как обычно в самый ненужный момент, например, когда вам надо напечатать 200 тысяч футболок. Моторы эти недешевы (ок. $700 за штуку и выше). На складе их обычно нет, поэтому придется ждать или иметь в запасе. С пневматическим приводом все намного проще и он не «умирает» внезапно. При правильной эксплуатации цилиндры работают годами и у вас будет некоторое время подготовиться к замене.

Производительность

Заявленная производителями максимальная скорость печати автоматических карусельных станков, не зависящая от количества цветов, с пневматическим приводом около 800 изделий в час, с моторами до 1200 изделий в час, но цена их заметно выше.

Что стоит за максимальной скоростью? Это, как правило, дизайн небольшого размера, белая футболка, печать влажным-по-влажному без использования подсушек. Поэтому, при покупке такого дорогостоящего оборудования требуйте точные данные о скорости печати, например, многоцветного дизайна «солидного» размера на темной футболке, с использованием двух промежуточных сушилок. Этот вопрос нужно задать только для того, чтобы вы потом не удивлялись, почему вы, имея самый современный, самый скоростной автомат в мире, не можете напечатать более 500-600 футболок в час.

Настройка карусельного станка

Обязательно поинтересуйтесь у продавца, сколько занимает предпечатная настройка выбранного станка. От этого будет зависеть та же производительность, потому что работы по настройке оборудования под определенный дизайн могут занять часы, особенно если не предусмотрены специальные системы для облегчения цветосовмещения. Целесообразность покупки совместно с автоматическим станком такой системы, даже не обсуждается.

Промежуточные сушилки

Как отмечалось выше, в большинстве моделях автоматических карусельных станков приходится жертвовать печатной станцией для установки вместо нее подсушки. Всегда спрашивайте о конструкционных особенностях подсушек. Хорошим примером являются станки, где подсушку можно использовать, не демонтируя печатающую головку (при этом она будет печатать). Недостаток таких подсушек — уменьшение общей производительности, практически в два раза, в не зависимости от количества установленных подсушек. Здесь вы должны выбирать между ценой станка и производительностью.

Брэнд

Ни для кого не секрет, что заметную часть стоимости станка вы платите за торговую марку, которая дает вам гарантию качества и надежности выбранного вами оборудования. Но ничего вечного не бывает, и в конце концов встанет вопрос о замене вышедших из строя узлов и деталей. Вот тут вы вспомните о брэнде, так как запчасти для вашего оборудования, будут сравнимы с ценой подержанного автомобиля. Обязательно поинтересуйтесь ценами на основные узлы и детали, чтобы потом это не было для вас сюрпризом. Разброс цен, например, для пневматического цилиндра, который двигает ракель, может составлять от $200 до $1500.

Обслуживание

Обязательно поинтересуйтесь какие работы, в каком объеме и как часто нужно проводить по обслуживанию станка. Некоторое оборудование, особенно с электрическим приводом, очень критично к проведению профилактических работ. Регламентируется: ежедневное, еженедельное, ежемесячное, полугодовое и годовое обслуживание. А когда работать? Некоторое, обычно пневматическое, менее критично и требует только полугодового и годового ТО в минимальном объеме.

Дополнительную информацию о автоматических карусельных станках можно посмотреть здесь.

Промежуточные сушилки (подсушки)

Значение промежуточной сушилки нельзя недооценивать. Без хорошей подсушки вы не получите качественных результатов, а если вдруг это случится, то это будет сопряжено с очень большими усилиями, а когда речь идет о каких-то тиражах без хорошей промежуточной сушилки вообще не обойтись.

Первый вопрос, который вы должны задать при покупке подсушки какой нагревательный элемент используется: кварцевые (нагревательные спирали в кварцевых трубках) или ИК нагревательная панель закрытого типа, в большинстве подсушек для ручной печати используются панели. На ваш вопрос также могут ответить, что используются металлические ТЭН-ы. От подсушек такого типа вы должны нестись «сломя голову» «как черт от ладана».

Один наш покупатель, который купил только карусель, а на подсушке решил сэкономить, сказав нам, что он закажет ее где-то на каком-то заводе, позвонил нам и спросил: «Почему пластизолевая краска засыхает (!) на сетке?». Для новичков в шелкографии сообщаем, что пластизолевые краски не сохнут на воздухе, а начинают полимеризоваться при Т> 90C. Мы были озадачены и специально поехали посмотреть, в чем дело. Приехав, увидели «шедевр» подсушки, которую изготовили специально для него. Это был металлический короб, внутри которого стоял металлический ТЭН. Короб разогревался до такой температуры, что краска на рамке, находящейся в поднятом состоянии над подсушкой, «схватывалась». В тоже время, краска на изделии под подсушкой была недосушенной.

Самодельные подсушки с кварцевыми нагревательными элементами мы не рекомендуем. На нескольких моделях, которые мы видели, расстояние между элементами достаточно большое, и подсушивание получается очень неравномерным (полосами как у зебры), к тому же, они были очень мощными (более 4кВт). Наверное, конструкторы думали, что краска высохнет быстрее, однако при такой большой мощности и большом расстоянии между элементами, получается чередование пережжено-недосушенных участков. Подсушки с кварцевыми элементами очень широко используются вместе с автоматическими карусельными станками. Такие подсушки имеют панель с кварцевыми элементами, за счет чего достигается равномерный нагрев поверхности изделия.

Таким образом, мы выяснили, что если покупать подсушку для ручной печати, то нужно покупать ее со специальной ИК нагревательной панелью закрытого типа, которая обеспечивает равномерный нагрев. Такие подсушки также можно использовать для окончательной сушки при небольших тиражах.

Эти подсушки должны иметь следующие параметры:

  • Нагревательная инфракрасная панель с равномерной площадью нагрева (см. выше)
  • Регулировка температуры. Очень важный параметр, если этого нет, хотя бы поинтересуйтесь можно ли регулировать по высоте.
  • Устойчивый стенд на колесах со стопором
  • Изменяемая высота панели
  • Тяжелая, полностью стальная конструкция
  • Гарантия. Как правило, фирменное оборудование имеет гарантию 3 года на нагревательную панель и механические части и 1 год на электрические элементы управления.

Сравните с тем, что предлагают вам. Помните, что размер подсушки должен быть больше, чем максимальный размер дизайна не менее 5 см. с каждой стороны.

Обратите также внимание, какими красками вы будете делать основную часть работы. Если это краски на водной основе, то неплохо, если подсушка будет иметь вентилятор.

Дополнительную информацию о подсушках для ручных станков можно посмотреть здесь, для автоматических здесь.

Туннельные конвейерные сушилки

Окончательная сушка очень важна. Изделие может казаться высушенным, но после первой стирки краска начнет облезать и злой клиент вернет вам тираж. Хорошо, если это произойдет один раз, но если это войдет в традиции вашей фирмы, то тогда лучше вообще ничего не печатать. И себе спокойней и деньги на месте.

Наконец-то свершилось, вы решили купить туннельную сушилку (до этого вы сушили изделия под подсушкой, трансферным прессом, термопистолетом, феном жены, в духовке …. , катали водными красками с использованием специальных фиксаторов для сушки на воздухе). Придя к продавцу оборудования, вы должны четко представлять себе, какие краски вы собираетесь сушить, и какая производительность вам нужна. Продавец также четко должен понимать что может вам предложить. Существуют как электрические так и газовые сушилки. Последние мало распространены в России, поэтому остановимся на электрических (кто хочет получить дополнительную информацию о газовых сушилках — пишите).

Стандартные ИК конвейерные сушилки бывают двух типов: с принудительной циркуляцией воздуха внутри теплового туннеля и без циркуляции. Последние предназначены только для сушки пластизолевых красок, поэтому если вы собираетесь использовать только пластизоли, вам стоит обратить внимание на такие сушилки, так как они дешевле. Но обычно в жизни не все так просто, так как вы хотите печатать и водными красками и на основе растворителей, печатать не только на майках, но и на бумаге, пленках и т.д. В большинстве случаев для производительной работы, вам понадобится сушилка с циркуляцией воздуха. Такая сушилка, с циркуляцией и вытяжкой, без проблем обеспечит высокопроизводительную работу с сольвентными и водными красками (в сушилках без циркуляции возникнет эффект сауны). Имейте также ввиду, что если вы хотите сушить водные краски без использования специальных добавок (фиксаторов), сушилка с циркуляцией должна иметь туннель, такой длины при котором изделие будет находиться в нем не менее 2 минут, при этом обеспечивая нужную производительность шт/час.

Первый вопрос, который вы должны задать: «есть ли в печке циркуляция и вытяжка?» Фирмы производители обязательно указывают максимальную производительность циркуляции и вытяжки, измеренную в куб. метрах в минуту.

Второй вопрос — какая производительность у сушилки для разных видов краски. Этот вопрос очень важен, чтобы вы не переплачивали лишние деньги за избыточную производительность. Производительность зависит от ширины ремня и от длины теплового туннеля. Обычно, фирмы производители указывают «условную производительность» отдельно для пластизолевых красок и отдельно для водных красок. Почему «условная»? Потому, что точное значение будет зависеть от различных составляющих: толщина слоя краски, размер рисунка и т.д. Если продавец ничего не может сказать о производительности, вас, по крайней мере, это должно насторожить.

Третий вопрос, какие нагревательные элементы стоят в печке? В отличие от подсушек, здесь не так важно какие элементы используются — кварцевые или ИК панели. Но у ИК панелей, мы считаем, больше плюсов:

  • На ИК панели дают большие гарантии (до 3 лет), кварцевые чаще выходят из строя
  • ИК панели имеют большую инерционность, соответственно дольше остывают, т.е. набрав нужную температуру, автоматически отключаются и включаются когда произойдет некоторое остывание. За счет этого достигается экономия электроэнергии — ваших денег
  • ИК сушилки имеют меньшую мощность при одинаковой эффективности по сравнению с кварцевыми и т.д.

Четвертый вопрос регулируется ли высота нагревательной панели над ремнем конвейера. Эта регулировка позволяет наиболее эффективно использовать сушилку.

Стандартная ИК конвейерная сушилка с циркуляцией воздуха и вытяжкой должна иметь следующие параметры (отличаться они должны только шириной ремня, длиной теплового туннеля и габаритами):

  • Цифровое управление температурой процесса сушки. Очень важно иметь возможность точно контролировать температуру сушки. Для достижения хорошего результата погрешность (стабильность) температуры не должна быть более 10C. Сушилка должна быть разработана и изготовлена так, чтобы обеспечить стабильность температуры от тиража к тиражу
  • Принудительная циркуляция воздуха внутри теплового туннеля (об этом мы уже говорили)
  • Полностью изолированный тепловой туннель, трехслойная конструкция стенок — максимальное сохранение энергии и эффективности процесса сушки. Внешние стенки теплового туннеля практически не нагреваются. Это к вопросу что-нибудь не подпалить, как это бывает с некоторыми самодельными сушилками, где можно очень сильно обжечься
  • Регулировка высоты нагревательных элементов — возможность изменения расстояния от ремня до нагревательных элементов до 15 см. (см. выше)
  • Мощная вытяжка
  • Индикаторы работы нагревательных элементов. Очень удобная вещь, можно визуально контролировать находится ли элемент в режиме нагрева, а также неисправность элемента
  • Регулируемая скорость ремня. Это должно быть на любой сушилке
  • Специальный ремень с термостойким тефлоновым покрытием (без комментариев).

Если же наши доводы в пользу хороших фирменных сушилок вас не убедили, и вы считаете, что лучше купить самодельную сушилку или изготовить ее самому, то, пожалуйста, обратите внимание, на электрическую безопасность. Высокая температура, большая мощность, большие токи и агрессивная среда (влажность, испарение сольвента и т.д.) делают сушилку небезопасной. Будьте бдительны (если вы даже не обожжетесь, вас не ударит током, вы не отравитесь испарениями сольвента, то пожарники и СЭС не дремлют).

Дополнительную информацию о конвейерных сушилках можно посмотреть здесь.

Оборудование для шелкографии. Графическая печать

В этом разделе мы рассмотрим только графические станки трафаретной печати, как ручные, так и полуавтоматические. Рассмотрим, также УФ сушилки (ИК сушилки мы рассматривали выше, а экспозиционные устройства рассмотрим ниже).

Трафаретные станки для графической печати

Надеемся, перед покупкой вы уже определились с максимальной площадью печати, и на каких изделиях собираетесь печатать, а также ручное или автоматическое оборудование вам необходимо. Придя в фирму и обрисовав продавцу свои задачи, в первою очередь поинтересуйтесь о наличии вакуумного стола в выбранном вами станке. Без вакуумного прижима очень сложно печатать на тонких листовых материалах (бумаге, картоне, пленке и т.д.). Если же вы приобретаете оборудование для специальных задач с использованием оправок, которые будут крепиться на «монтажном» столе, то не имеет смысл переплачивать за дорогостоящий стол и вакуумную помпу.

Если в качестве вакуумной помпы будет предложен пылесос, скажите спасибо и уходите. Пылесос — это бытовой прибор, который не может и не должен работать продолжительное время в критических режимах включения/выключения. Конечно, можно менять пылесосы, по мере того, как они будут выходить из строя…

Очень хорошо, если станок будет иметь возможность регулировки силы вакуумного прижима, особенно это относится к станкам с большими столами, при печати листов небольшого формата. Обычно, в таком случае, «лишние» отверстия заклеиваются, при этом помпа старается прокачать максимальный объем воздуха через оставшиеся отверстия, что может приводит к деформации поверхности листа, некачественной печати, увеличению статики и т.д. Регулятор вакуума поможет избежать этого.

Второе, на что нужно обратить внимание — это стол. Он должен быть изготовлен из алюминия, иметь сотовую структуру для увеличения жесткости. Лучшие образцы, имеют неравномерность поверхности по всей площади не более 0.025 мм (25 мкм). Если продавец предлагает столы из оргстекла и т.д. , минимум, с чем вы столкнетесь — это статика.

Пожалуйста, поинтересуйтесь максимальной толщиной изделия, на котором можно печатать на выбранном вами станке. Бывают такие станки, на которых можно печатать только на листах, а у вас срочный заказ: печать на трехмерных объектах…

Дополнительную информацию о станках для трафаретной графической печати можно посмотреть здесь.

Ручной станок для трафаретной графической печати

В идеале, должен иметь следующие параметры:

  • Микроприводки
  • Алюминиевый вакуумный стол
  • Регулировка усилия опускания рамки
  • Улавливатели рамки для точной фиксации при многоцветной печати
  • Регулировка расстояния между рамкой и столом (off-contact)

Желательно:

  • Регулировка уровня вакуума
  • Боковые зажимы для максимальной устойчивости рамки.

Очень внимательно отнеситесь к ручным станкам большого размера (с макс. площадью печати от 1 метра и выше), так называемые «ONE ARM SQUEEGEE» в которых имеются специальные направляющие для ракеля, и печатник одной рукой запечатывает большую поверхность. Эти станки, что бы вам ни говорили, предназначены для некритичных к качеству работ, не требующих высокой детализации.

Полуавтоматические станки для трафаретной графической печати

  • При покупке, в дополнение к вышеперечисленному, уместно спросить, имеются ли в выбранном вами станке следующие параметры:
  • Точность печати/повторяемость. Величина ±25 мкм стала стандартом для высококлассного оборудования.
  • Микроприводки. Точность ± 25 мкм. Это величина, к которой вы должны стремиться, если речь идет о качественной печати. Если вы покупаете оборудование, пожалуйста, поинтересуйтесь о точности микроприводок.
  • Независимая регулировка скорости движения ракеля и флудбара (контрракеля). Регулировка длины печати.
  • Регулировка расстояния между сеткой и столом (off-contact)
  • Регулировка «отслаивания», что очень важно при печати больших форматов с большой заливкой. Система дополнительно приподнимает рамку с одной стороны в зависимости от положения ракеля во время цикла печати
  • Алюминиевый вакуумный стол. Неравномерность поверхности по всей площади печати должна быть не более 0.025 мм (25 мкм)
  • Регулировка вакуумного прижима (см. выше)
  • Педаль
  • Устройство регулировки угла наклона ракеля
  • Устройство регулировки давления ракеля со шкалой.

Последние две регулировки очень важны, но не везде они есть или ставятся за дополнительные деньги, но вы можете купить, не зная этого, поэтому, пожалуйста, спросите об их наличии.

Еще несколько общих моментов. Графические станки могут быть полностью электрическими (не требуется компрессор) и пневматические, которым компрессор нужен. Вторые, на наш взгляд, более надежны, так как моторы чаще выходят из строя, нежели пневматика.

Обращайте внимание для печати какими красками предназначен п/а. Некоторые модели предназначены только либо для сольвентных красок, либо для УФ. В продвинутых моделях имеется возможность выбора.

УФ конвейерные сушилки

Используются для сушки красок и лаков с ультрафиолетовым отвержденим. Это очень технологичное оборудование и мы не рекомендуем покупать его в самодельном варианте.

Если вам предлагают непонятного изготовления, знайте, что все УФ сушилки имеют такой важный параметр как линейная мощность лампы: мощность излучения в Вт. на один «линейный» сантиметр длины лампы. Мощность самой лампы вы можете посчитать, умножив эту величину на длину лампы. Этот параметр может также обозначаться как WPI (мощность излучения в Вт. на один «линейный» дюйм длины лампы).

Другим показателем для сушилки является энергия излучения мJ/см2, которую можно измерить радиометром на конвейере и которая зависит от скорости конвейера, лампы и эффективности рефлектора. Для повторяемости результатов, скорость конвейера должна быть измерена достаточно точно.

Как правило, все сушилки имеют ступенчатое изменение 60-80-120Вт/см (100-200-300WPI), большинство красок и лаков сохнет при 80Вт/см (200WPI). Обязательно должен быть цифровой спидометр для точного измерения скорости ремня. Системе охлаждения лампы и рефлектора, должна быть такой, чтобы не умерла лампа раньше срока и не сгорели ваши изделия. Типичная уф лампа дает примерно 35% уф, а 65% — тепло. Для примера 50″ лампа (думаю, сами сможете умножить на 2.54) 400WPI 20 Квт генерирует 13 кВт тепла.

Нет необходимости напоминать, что лампы выделяют озон и как с ним бороться, чтобы не испортить здоровье….

Думаем, имеет смыл купить фирменную сушилку, которая при наличии заказов окупится, но вы избежите различных проблем.

Дополнительную информацию о УФ сушилках можно посмотреть здесь.

Экспозиционные устройства

Отдельно, хотелось бы остановиться на выборе экспозиционных устройств. Думаю, не надо говорить вам о важности изготовления хорошего трафарета. Итак, экспозиционные устройства.

Существует два вида экспозиционных устройств: комбинированные, когда в одном устройстве совмещены и вакуумная рама и источник света и раздельные (отдельно стоящая копировальная рама и отдельный прожектор). Первые, как правило несколько дешевле.

Принципиальной разницы между двумя этими видами нет, однако комбинированные устройства бывают как с люминесцентными лампами так и с металлогалогенными, поэтому, если ваш выбор пал на комбинированное устройство, первый вопрос который вы должны задать, какой источник света использует данное устройство. Если вам говорят, что люминесцентные лампы, обязательно поинтересуйтесь, УФ они или нет. УФ люминесцентные лампы, еще называют Black Lights.

Чем отличаются Black Lights, например от металлогалогенных или галогеновых? Если вы собираетесь экспонировать очень большие печатные формы (размеры комбинированных эксп. устройств с Black Lights лампами, ограничены размерами самих трубок, макс. длина 48″ — 122см.), иметь очень короткое время экспозиции, идеальное качество и если вы не ограничены в средствах, ничто не сможет победить засветочное устройство с 5КВт металлогалогенной лампой. Однако если ваш дизайн будет иметь линеатуру меньше 55lpi и это не CMYK и не стохастика, то вполне подойдут экспозиционные устройства, в которых используются Black Light лампы с высокой отдачей в диапазоне 420 нм (мягкий ультрафиолет) в комбинации с мощным вакуумным устройством. Обычное время экспозиции для фотоэмульсий и пленок 2-5 мин.

Галогеновые лампы — очень неэффективный источник света для засветки трафаретов. Они излучают яркий свет в очень широком диапазоне волн, что приводит к искажениям. Большое время экспозиции, до 20 мин., приводит к потере полутонов и детализации изображения, кроме того возникает эффект нежелательной засветки по краям. Лампы Black Light оптимизированы под максимальную чувствительность фотоматериалов (420 нм) позволяют получить хорошую детализацию и разрешение при уменьшенном времени экспозиции.

Как вы видите, время экспозиции очень важно для хорошего трафарета. Обязательно спросите продавца о времени засветки популярных фотоэмульсий и пленок на выбранном вами устройстве. Если будут говорить, что больше 10 минут, то лучше такое устройство не покупать, а светить, как раньше светили с использованием ЛУФ-ов, ДРЛ-ов и т.д. Качество трафарета, даже без вакуумного прижима, будет примерно таким же за счет побочных засветок, зато сэкономите кучу денег на покупке ненужного оборудования.

Теперь очень важный вопрос, который вы должны задать при покупке любого засветочного устройства, как комбинированного, так и с использованием отдельно стоящей копировальной рамы: «Какое стекло стоит в выбранном вами экспозиционном устройстве?». Мы имеем в виду его оптическую чистоту. Если продавец, начинает «вилять» и говорить, что оно хорошее, подходящее и т.д. — не покупайте это. Единственным правильным ответом должно быть: «Оптически чистое стекло, специально предназначенное для ваших задач». Еще лучше если продавец укажет его классность, например класс А-1.

Без оптически чистого стекла очень трудно получить короткое время засветки, даже при очень мощном источнике света, также возможны различные искажения и т.д., что в конечном итоге скажется на качестве трафарета. Стоимость такого стекла, занимает значительную часть от общей стоимости засветочного устройства или копировальной рамы.

В последнее время на нашем рынке появилась куча умельцев, которые изготавливают копировальные рамы. Ну, все хорошо, и цена, и есть вакуумный прижим и красоты неописуемой, но когда задаешь в лоб вопрос какое стекло, и какое время засветки, получаешь в ответ бормотание о 15-20 минутах времени засветки, а про стекло вообще молчат. Делаем вывод, что в данных копировальных рамах используется обычное оконное стекло, которое стоит сами знаете сколько.

Хотелось бы также остановиться на вакуумном прижиме и так называемом резиновом «одеяле». Что стоит на самодельных устройствах знает только один Бог, на самом деле на хорошем экспозиционном устройстве должна быть специальная резина стойкая к УФ излучению, так как обычная имеет свойство «стареть» под УФ. Резина не должна бликовать и должна быть эластичной, что позволит получить отличный контакт между позитивом и сеткой и трафареты без искажений и с высоким разрешением.

Если вы уже выбрали устройство и все вас устраивает, пожалуйста, удостоверьтесь, что рамы, которые вы собираетесь светить, помещаются в выбранное вами устройство. Вы, конечно, можете сказать: «Ну что мы совсем уже…»? Мы исходим только из своего опыта, поэтому всегда спрашивайте максимальный внешний размер рамы, который подходит для этого устройства. Дело в том, что многие фирмы-производители под размером устройства понимают размер засвечиваемой области (иногда размер стекла), соответственно рама, которую можно поместить туда, меньше, хотя бы за счет толщины стенок.

Наше мнение таково: Если вы решились на покупку нового экспозиционного устройства, то лучше на этом не экономить. Лучше ничего не покупать и светить по старинке, чем купить и получать точно такие же результаты. Не меняйте шило на мыло.

Дополнительную информацию о экспозиционных устройствах можно посмотреть здесь.

Б/У Оборудование для шелкографии

И еще несколько слов о покупке б/у оборудования — некоторый опыт имеется. По нашему мнению, если речь идет о ручном б/у импортном оборудовании, как текстильном, так и графическом, то лучше купить новое, так как ручное оборудование достаточно надежное и там мало что может выйти из строя. Цены на б/у ручное оборудование не намного ниже, чем на новое, но на транспортировку такого оборудования может уйти больше денег, чем на новое. Дело в том, что западным фирмам торгующим б/у оборудованием обычно все равно в каком виде (собранном или разобранном) оно будет отправлено вам — дорогу вы оплачиваете сами, и нет никакой нужды заботиться о снижении транспортных расходов. Достаточно, просто заколотить выбранное вами оборудование в ящик, не разбирая его.

Другое дело если вы покупаете полуавтоматическое, автоматическое оборудование и туннельные сушилки. Здесь действительно можно существенно сэкономить, но вы должны очень хорошо знать какое оборудование вы покупаете, для каких целей и полностью отдавать себе отчет, что это оборудование б/у.

Не надо думать, что это оборудование просто стояло в упакованном виде и теперь его продают, чтобы освободить место в проходе, где каждый проходящий набивает об него синяки и шишки. Ответственно заявляем вам, что это не так. Западные фирмы очень хорошо умеют считать деньги и прежде чем продать ненужное оборудование оно должно полностью себя окупить, поэтому работало оно днями и ночами иногда десятилетия. Поэтому прежде чем покупать что-то б/у, пожалуйста, поинтересуйтесь хотя бы годом выпуска данного оборудования. Конечно, год многого не даст, но вы будете иметь представление, сколько оно «колбасило», а заодно будет повод поторговаться. В сказки, что это оборудование для шелкографии работало очень мало — не верьте. Бывают случаи, что люди купили что-то ненужное и теперь продают его, но это исключения из правил и цена за такое оборудование обычно на 10-20% ниже, чем на новое. Пожалуйста, прежде чем покупать б/у оборудование, поинтересуйтесь ценами на его новые аналоги, они могут об очень многом сказать. Если цены на б/у на 90% ниже, чем на новый аналог, делайте вывод о профпригодности.

При покупке б/у обязательно выясните вопрос о гарантии. Обычные гарантии на б/у 60-90 дней. Как оно будет работать дальше неизвестно.

Обязательно обговорите вопрос с запчастями. Иногда запчасти для б/у стоят дороже, чем для новых, так как старые модели перестали выпускать и их приходится делать на заказ. Не хотим вас пугать, но у нас был реальный случай, когда только за консультацию по телефону по поводу использования б/у оборудования с нас запросили $30 за минуту разговора со специалистом, так как этот специалист был только один, кто разбирался в данном виде оборудования. Лучше всего самим найти производителя оборудования или представителя/дилера (любая нормальная фирма имеет вебсайт в интернете) и поинтересоваться выпускается ли данная модель, а заодно по серийному номеру проверить реальный год выпуска. Бывали такие случаи, когда б/у модели вовсю продаются, а самой фирмы производителя несколько лет в помине нет (разорилась и т.д.), как в этом случае решать вопрос с запчастями, мы не знаем.

Обращайте внимание на электрику, покупаемого б/у оборудования для шелкографии. Оно может быть изготовлено где угодно, в том числе и в странах, где электрика отличается от нашей. С напряжением 110 В можно еще побороться, но с частотой 60гц могут возникнуть проблемы, особенно с двигателями.

Отдельная «песня», если вы покупаете западное б/у оборудование для шелкографии, которое работало в России. Мало того, что с запчастями могут возникнуть проблемы, так и само оно может быть переделано так, что фирма производитель никогда бы не узнал своего детища. Последний случай из нашей практики — туннельная сушилка производства одной известной Американской фирмы. Люди обратились к нам с проблемой периодической остановки ремня при движении конвейера. Когда мы ее «вскрыли» мы были в шоке, там не было ни одной родной детали в блоке регулировки скорости ремня… Дальше-больше, родными только остались процессор управления температурой, оптроны и тепловые элементы. Люди, не зная об этом, во всю поносили «буржуинов» и работа на такой печке превратилась в полный кошмар.

На этом все.

Надеемся, что эта статья будет вам полезной. Нам интересно ваше мнение по поводу данной статьи. Готовы после обсуждения добавить ваши мысли или замечания к вышеизложенному.

9.10.2000